Продажи техники: осенний марафон
11.10.2010
Начало осени и начало учебного года в Украине, да и в мире тоже, является событием не только для школьников и студентов. Как правило, именно на этот период приходится один из сезонных пиков продаж потребительской техники, прежде всего компьютерной: так называемый сезон "back to school". Насколько удачным он был для украинских продавцов и производителей, а также какую технику охотнее всего покупали этой осенью, редакции ЛІГАБізнесІнформ рассказали эксперты рынка.
Предыстория
Первые два квартала 2010 года на фоне кризисного 2009-го в отчетах аналитиков выглядят весьма радужно: как по объемам поставленной техники, так и по объемам фактических продаж.
Так, общий объем рынка потребительской электроники и фототехники по результатам второго квартала составил в денежном выражении 1,29 млрд.грн., по данным "GfK Ukraine" (рисунок 1). При этом лучше всего продаются LCD-телевизоры, фотокамеры и всевозможные карты памяти.
Рисунок 1. Динамика продаж сегмента потребительской электроники во II квартале 2010 года, млрд.грн.*
*по данным "GfK Ukraine"
По данным IDC за тот же период, в Украину было поставлено около 485 тыс. компьютеров (включая настольные и мобильные системы) – это более чем в два раза превышает результаты прошлого года. При этом основные отгрузки самой популярной категории – ноутбуков – пришлись именно на преддверие сезона "back to school". В результате в Украину во втором квартале было отгружено 307 тыс. мобильных ПК, и их доля в общих поставках ПК превысила 60%, а доля нетбуков дотянулась до 12%.
Самые популярные бренды мобильных ПК в Украине – "Acer", "Asus", HP, "Lenovo" и "Samsung": вместе контролируют более 90% рынка
Но, несмотря на эти, в общем, очень обещающие цифры, резкого скачка в продажах сезона "back to school - 2010" в Украине не получилось.
Сдержанный оптимизм
Так, по мнению аналитиков из "Unitrade Group", "back to school" в этом году вообще не состоялся: "В этом году этого сезона в обычном его понимании не было. Был незначительный всплеск продаж в конце августа – начале сентября. Несмотря на все усилия всех игроков этого рынка, резкого улучшения не получилось, то есть мы имеем кривую с плавным ростом и падением. Таких показателей, как были раньше (2007-2008 гг., – ред.), ни в прошлом, ни в этом году рынок не достиг даже близко". Сезонные колебания рынка все же наблюдаются, но показатели этой осени могут даже не дотянуть до осени прошлого года.
При этом позитив есть: так, в сравнении с прошлым кризисным годом увеличилась емкость рынка, поддерживаемая постепенным возрождением потребительского кредитования. "Если сравнивать этот сезон с предыдущим годом, то можно говорить об уверенном росте рынка. В этом году его емкость значительно увеличилась по сравнению с "кризисным" 2009 годом", – рассказал корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ начальник отдела аудио-, видеотехники компании "Фокстрот. Техника для дома" Александр Дардалан. Этот рост, поддерживаемый ростом кредитования, не мог не сказаться на продажах техники. По его данным, сезонные колебания 2010-го в относительных показателях примерно соответствуют результатам 2006-2007 гг. "Рост потребительского кредитования внес свои коррективы, и процент сезонных колебаний безусловно превысил прошлый год, но так и не достиг пика "расцвета кредитования" в августе-сентябре 2008 года", – заметил А.Дардалан.
Руководитель департамента продаж компании "Навигатор" Татьяна Козинец объяснила, на чем строится динамика рынка с 2008 по 2010 год: в 2008-м "back to school" еще успел состояться, однако пик кризиса пришелся как раз на рождественский период, на который возлагали большие надежды. Как следствие - всю первую половину 2009 года компании распродавали "рождественские" склады. "К наступлению "back to school" остановилась таможня, соответственно, продавать было практически нечего, да и покупатель был еще не готов совершать серьезные покупки из-за неуверенности в завтрашнем дне. Скачок продаж в 2009-м пришелся на конец года. А отложенный спрос привел к тому, что показатели продаж в январе-феврале 2010-го оказались выше обычных", – говорит Т.Козинец, добавляя, что в сентябре-августе этого года продажи росли "от недели к неделе" и в кредитных зонах, а также у касс ритейловых сетей можно было видеть очереди желающих "закупиться" техникой.
"Что касается наших ожиданий по реализации десктопов – они оправдались. В этом году в третьем квартале реализованных ПК на 30% больше, чем в 2009-м. Существенный рост продаж наблюдался в Интернет-магазинах. Если сравнить с июлем этого года, в августе десктопов было продано в 4,5 раза больше", – говорит Т.Козинец.
Кстати, украинские Интернет-магазины также подтверждают, что возврата к 2008 году в техно-ритейле пока ждать не приходится. "2008 год был пока что лучшим в истории украинской Интернет-торговли: в плане денег, которые потребители тратили на покупки, объемов потребительского кредитования. Поэтому о возврате к 2008-му точно речь не идет. Прошедший 2009 год для нас был на самом деле даже лучше, чем нынешний, потому что тогда очень сильно изменилась расстановка сил: с рынка ушли все мелкие игроки. Начиная с весны 2010-го, начался тот же беспредел, который был раньше. Полный демпинг, очень серьезное снижение маржи. Например, в категории ноутбуков маржа снизилась до 4%, это при том, что в офлайновой рознице маржа менее 15% – это редкость", – рассказал глава проекта по продажам цифровой техники и электроники "Rozetka.com.ua" Владислав Чечеткин.
Что покупают
В этот сезон традиционно хорошо продаются недорогие модели ноутбуков (таблица 1), нетбуков, десктопы простых конфигураций и печатающая техника, а также аксессуары. Как отметили в "Unitrade Group", этот год отметился еще и небольшим всплеском по электронным книгам – наблюдался даже дефицит.
Рост же остальных видов техники (фото, видео, аудио) является в этом сезоне вторичным по отношению к группе IT. Все же, как отмечают в "Фокстроте", по группам ЖК-телевизоров и DVD-плееров наблюдалось оживление: до 30% по сравнению с 2009 годом. Так, по данным компании, в первую десятку самых популярных LCD-ТВ в этом году вошли Samsung LE32C454E3WXUA, LG 32LD321, Samsung LE32C350D1WXUA, Sharp LC32S7EBK, Toshiba 32LV733G, TCL 32A12H, Sharp LC32DH510EV, Toshiba 32AV703G Black, Philips 32PFL3605/12 ( в категории 28-32"), а также модель Philips 22PFL3404/12 категории 22-27".
Таблица 1.Топ-10 популярных в сезоне ноутбуков (в последнем столбце указана цена, грн.)*
HP |
Pavilion DV6-1310ER VY631EA |
5238 |
"Samsung" |
NP-R522-JS01UA |
2905 |
"Acer" |
Aspire 5738ZG-433G25MI |
2386 |
"Compaq" |
Presatio CQ61-316ER VV888EA |
1984 |
FSC |
Esprimo Mobile U9200 |
1672 |
"Samsung" |
NP-R522-XA03UA |
1413 |
MSI |
Wind U100-026 |
1215 |
"Samsung" |
NP-R518-DA0BUA W7HB |
1040 |
"Acer" |
Aspire 5738ZG-434G50MN |
1022 |
"Emachines" |
E627-202G16MI |
886 |
*по данным "Unitrade Group"
Дожить до Рождества
Рождественские и новогодние праздники обычно воодушевляют как покупателей, так и продавцов техники. Например, результаты первого квартала этого года (по данным GfK) показали очень неплохой рост в сегментах IT: на уровне 47,2%, чему поспособствовали, в первую очередь, ноутбуки (+68,2%), настольные компьютеры (+31,4%) и мониторы (+9,7%). До кризиса именно на эти два "волшебных сезона" – "back to school" и предновогодний – в прошлом, до кризиса, стабильно полагались как производители, так и продавцы потребительской техники: по данным "Навигатора", до 70% продаж приходилось на это время. Получится ли красивая кривая роста в этом году, покажет время.