Смена климата в "прохладном" бизнесе
19.05.2010
Вторая половина 2009 и начало 2010 года для кондиционерного бизнеса прошли под знаком кризиса. Однако число игроков рынка значительно не сократилось, некоторые переориентировались на смежные виды бизнеса, например, на отопление и вентиляцию, пострадавшие в меньшей степени. Вместе с тем, цены на рынке достигли дна и в этом году могут даже вырасти. Об этом ЛІГАБізнесІнформ рассказал Владимир Степура, директор компании "Ликонд", официального торгового партнера японской корпорации "Daikin" в Украине. - Как финансовый кризис отразился на рынке кондиционерного оборудования? Насколько сократились объемы рынка в 2009 – начале 2010? - Безусловно, вторая половина 2009 - начало 2010 для кондиционерного бизнеса прошли под знаком кризиса. Продажи оборудования значительно снизились: если сравнивать ситуацию с 2008 годом, то рынок существенно сократился. По нашим оценкам, речь идет о количественном сокращении почти на 70%, а в денежном выражении эта цифра еще больше. - Сократилось ли количество операторов рынка? - Несмотря на сложную экономическую ситуацию (многие кондиционерные компании работали прошлый год практически без прибыли), количество их заметно не сократилось, хотя некоторые переориентировались на смежные виды бизнеса, например, на отопление и вентиляцию, пострадавшие в меньшей степени. То есть руководители старались сохранить компанию как структурную единицу, оптимизируя расходную часть бюджета, часто за счет сокращения персонала. За 2009 - 2010 год количество занятых в кондиционерном бизнесе специалистов сократилось более чем на 30 %. Причем эта тенденция в большей степени коснулась компаний, которые занимались установкой кондиционерного оборудования. - Изменились ли потребительские предпочтения при выборе кондиционерной техники? - Главным фактором, который влияет на выбор потребителя сегодня, является цена. В то же время, заказчики стали считать расходы на обслуживание и эксплуатацию техники, уделяя внимание энергоэффективности и надежности оборудования. Сейчас покупатель хочет получить больше за меньшую цену. Кроме того, значительно увеличилось количество потребителей, которые более осмысленно и скрупулезно выбирают покупку, глубоко вникают в ее характеристики. И это очень позитивная тенденция. Клиент стал более информирован, придирчив. Поэтому у недобросовестных поставщиков намного меньше шансов продать что-то некачественное. - Будут ли снижаться в связи с этими факторами цены на технику? - В 2009 году, по сравнению с 2008, из-за существенного сокращения объемов продаж и обострения конкуренции цены на все группы кондиционерного оборудования снизились от 10 до 30%. Следует при этом отметить, что производители кондиционерного оборудования какого-либо масштабного снижения цен на производимую продукцию не делали. Поэтому, достигнув в настоящий момент "ценового дна", в дальнейшем стоимость кондиционерной техники уже не будет уменьшаться и даже, скорее всего, немного вырастет - на 5-10%. - Какие группы кондиционерного оборудования будут наиболее востребованы в этом году? - Поскольку промышленной гамме кондиционеров времени для восстановления понадобится больше, то рынок в ближайший период в основном будет поддерживаться за счет бытового сектора. Была большая пауза в строительстве, когда не начинали новые объекты, а доделывали те, которые легче было ввести, чем отложить. В жилом же секторе, несмотря на снижение покупательской способности, все-таки в летний период традиционно ожидается повышение спроса. - Стабилизируется ли рынок климатической техники в 2010 году или падение будет продолжаться? - Мы прогнозируем, что в начале 2010 года падение будет продолжаться – приблизительно на 12%. Стабилизацию следует ожидать во второй половине 2010 – по оптимистическому прогнозу. В любом случае рост начнется уже в 2011, но он не будет столь стремительным, как до кризиса. - Что поможет кондиционерному рынку "реабилитироваться"? - Компании применяют различные способы снижения расходной части своего бюджета. Большинство операторов рынка стараются оптимизировать отношения с производителями и поставщиками, чтобы снизить себестоимость техники. Крупные компании-поставщики ведут диалог о снижении закупочной цены на оборудование, изменении сроков и условий кредитования (если есть такая возможность). Также мы считаем, что один из путей оптимизации бизнеса – это дальнейшее развитие компании, формирование предложений, которые качественно отличают ее в данном городе/регионе или же сегменте. Речь идет, в первую очередь, о системах, использующих альтернативные источники энергии и системах с высокими показателями энергоэффективности. На украинском климатическом рынке в сегменте такого оборудования конкуренция намного меньше. Кроме того, значительную базу на будущее получает сервисная составляющая – главным образом из-за увеличения количества некачественных монтажей. Поэтому повышение квалификации персонала, усиление сервиса в нынешних условиях являются необходимостью.