Как выбрать акустическую систему для домашнего кинотеатра
Единственной и наиважнейшей задачей акустической системы является преобразование электрических колебаний в колебания частиц воздуха, которые наши уши воспринимают как звук. От того, насколько корректно выполнено это преобразование, во многом зависит впечатление от прослушивания.
Для того, чтобы правильно выбрать акустическую систему для домашнего кинотеатра, наиболее соответствующую тем условиям, в которых ей придется работать, необходимо определиться со следующими параметрами:
Мощность
Это диапазон подводимой мощности для пассивных, и мощность встроенного усилителя для активных колонок. Единица измерения мощности – Ватт. Недостаток мощности усилителя сказывается как на громкости, так и на динамике воспроизведения. Однако выходная мощность усилителя не должна быть выше, чем мощность акустики, так как это может привести к механическому повреждению динамиков. Если исходить из размеров помещения, то для комнаты, не превышающей 17 м², достаточно акустической системы мощностью 60-80 Вт. Если размеры 20-30 м², то и мощность должна быть повыше – около 100 Вт. Для большого помещения (больше 30 м²) необходима акустика мощностью 150 Вт.
Чувствительность.
Чем выше чувствительность системы, тем более громкий звук она способна выдать при заданной мощности. Используя акустику с высокой чувствительностью, можно иметь не слишком мощный усилитель, и наоборот. Значение 85 дБ/Вт/м, к примеру, означает, что эта система способна создать звуковое давление 85 дБ на расстоянии 1 метр от динамика мощностью 1 Ватт. Чувствительность обычной акустики лежит в пределах от 84 до 102 дБ. Условно чувствительность 84-88 дБ можно назвать низкой, 89-92 дБ – средней, 94-102 дБ – высокой. Для того, чтобы увеличить громкость в 2 раза, достаточно увеличить чувствительность всего на 1 дБ, тогда как мощность для этого придется увеличить в несколько раз. Вообще, чем выше чувствительность, тем лучше, но следует помнить, что мощный усилитель способен легко повредить чувствительные динамики.
Диапазон воспроизводимых частот
Это область частот, в пределах которой данная система имеет плоскую амплитудно-частотную характеристику, иначе говоря, может достоверно воспроизводить аудиосигнал. Известно, что органы слуха человека воспринимают звук частотой от 20 до 20000 Гц. Однако звуковой сигнал имеет сложную форму, то есть содержит составляющие с различными частотами, в том числе выходящими за пределы слышимого диапазона. Поэтому разработчики, как усилителей, так и акустических систем для максимально точного воспроизведения стараются достичь диапазона частот, выходящего за пределы 20000 Гц. Если в системе планируется использовать сабвуфер (диапазон воспроизводимых частот 2-250 Гц), то частотный диапазон остальной акустики может не охватывать низкочастотный интервал. В противном случае, акустическая система должна воспроизводить весь звуковой диапазон (20-40000 Гц).
Вообще, к выбору акустической системы следует отнестись творчески, рассматривая ее как музыкальный инструмент, со звуком которого вам придется жить многие годы.
Все многообразие акустических систем принято делить на:
полочные акустические системы (компактные акустические системы), напольные акустические системы (довольно габаритная акустика), сателлитные акустические системы (5-6 маленьких колонок по периметру комнаты для воспроизведения высоких частот и один сабвуфер для низких), встраиваемые акустические системы (акустика, встраиваемая в стены или потолок).
Кроме того, акустические системы подразделяются на системы класса:
- Hi-Fi акустика (High Fidelity - "высокое разрешение")
- High End акустика (иначе - "выше некуда")
Для конечного пользователя нелишне знать, что цены на акустические системы Hi-Fi ниже, но акустические системы класса High End на порядок лучше.
Подавляющее большинство корпусов акустических систем производят из:
- дерева
- пластика
- алюминия
- стекла
В зависимости от материала варьируется как качество звучания акустической системы, так и ее цена.
Корпуса акустических систем делают либо глухими, с внутренней звукопоглощающей прокладкой, либо снабжают фазоинвертором, а также специальными устройствами, гасящими паразитные звуковые колебания.
Акустические системы могут иметь как встроенный усилитель (активная акустика), так и подсоединяться к внешнему усилителю (пассивная акустика).
Акустическая система домашнего кинотеатра состоит из:
- фронтальной акустики
Фронтальные (правый и левый) громкоговорители предназначены для воспроизведения основных музыкальных и звуковых эффектов. Именно они во многом определяют класс системы, и к ним предъявляют самые высокие требования. Но, следует помнить, что полноценный домашний кинотеатр это результат слаженной работы всех акустических систем, и фронтальных, и тыловых, и центрального канала с сабвуфером, поэтому рекомендуется приобретать колонки из одной линейки одного производителя.
Фронтальные колонки лучше воспроизводят средние и высокие частоты, а для низких частот предназначена специализированная колонка низкочастотных эффектов - сабвуфер. Таким образом, чем более насыщен фильм различными низкочастотными спецэффектами, тем сложнее фронтальной акустике воспроизводить звук без искажений. Эта проблема разрешается включением в систему сабвуфера, который возьмет на себя воспроизведение всех низкочастотных звуков.
- акустики центрального канала
Акустическая система центрального канала в системе домашнего кинотеатра необходима для озвучивания большинства диалогов, и голоса переводчика, если фильм не дублирован. Также центральный канал отвечает за музыкальный и звуковой ряд (в режиме работы процессора - "Wide), как левая и правая акустическая система. Поэтому в идеале должен быть им идентичен.
Центральный канал представляет собой акустическую систему, расположенную на одной линии с экраном. В идеале, если телевизор размещен на специальной подставке, то акустику центрального канала можно поместить непосредственно под ним.
В качестве центральной колонки можно использовать маленькую акустическую систему. В этом случае для получения хороших низких частот необходимо выбрать режим "Normal", тогда процессор переведет весь низкочастотный диапазон на левую и правую акустическую систему. При отсутствии центральной акустической системы можно установить режим "Plantom", тогда для зрителей, сидящих точно в центре, процессор создаст иллюзию ее наличия.
Акустика центрального канала должна иметь магнитное экранирование (чтобы не вызывать искажений изображения на экране) и меры защиты от паразитных (шумовых) звуковых колебаний.
- тыловых колонок
Тыловая акустическая система предназначена, прежде всего, для создания эффекта объемного звука.
Обычно к тыловым громкоговорителям не предъявляют высоких требований. Ими могут служить любые колонки, подходящие для установки выше уха слушателя. Звуковое согласование тыловых колонок с фронтальными важно, но не настолько, как фронтальных между собой. Достаточно, если не будет ярко выраженных различий в звучании. Тем не менее, не следует относиться к выбору тыловой акустической системы чересчур беспечно. Современные многоканальные форматы (Dolby Digital, DTS) содержат 5 каналов полного частотного диапазона, и плохая тыловая акустика не позволит полностью реализовать их преимущество.
Тыловые акустические системы бывают направленные и дипольные.
Направленные, в которых цифровые форматы (Dolby Digital, DTS) и многоканальная музыка (DVD-аудио) выигрывают от четкой звуковой картины. Они способны создать четкую локализацию в тылу, особенно если их правильно ориентировать.
Дипольные (с парными динамиками, излучающими звуковые колебания с разной фазой). Их используют при воспроизведении звукового материала в формате Dolby Surround или Dolby Pro Logic, так как в данном случае тыловые громкоговорители должны создавать не четкий образ, а несколько размытый звуковой фон. Они не требуют хлопот при выборе местоположения.
Если есть возможность приобрести полный комплект акустических систем одного производителя, ею не стоит пренебрегать. Если же приходится подбирать тыловую акустику к уже имеющейся фронтальной паре (тройке), попытайтесь найти специализированные тыловые громкоговорители той же марки или с подобными динамиками.
- сабвуфера
Сабвуфер представляет собой отдельную акустическую систему, предназначенную для воспроизведения низших частот звукового диапазона (обычно 20-120 Гц). Что это за звуки? Прежде всего, конечно, различные спецэффекты (раскаты грома, грохот взрывов, рокот самолета), что важно в домашнем кинотеатре.
В системе домашнего кинотеатра сабвуфер улучшает восприятие звуковой картины (так как добавляет в звучание системы напор, динамику, передает драматизм происходящего на экране) и позволяет не перегружать колонки басами большой мощности (что уменьшит количество искажений).
Сабвуферы разделяют на активные (обладают встроенным усилителем) и пассивные (требуют наличия внешнего усилителя).
Как и у любой акустической системы домашнего кинотеатра, корпус сабвуфера должен быть хорошо защищен от паразитных (шумовых) звуковых колебаний.
Корпуса у сабвуферов бывают фазоинверторные, закрытого типа и узкополосные.
Размеры сабвуфера довольно велики, и он плохо вписывается в интерьер комнаты, но тут есть одно "но". Человеческий слух не может распознать направление низкочастотного звука, следовательно, сабвуфер нужен только один, и расположить его вы можете практически в любом удобном месте вашей комнаты. Можно даже слегка задвинуть его каким-нибудь предметом мебели, но только не заслоняйте динамик полностью.
Акустические системы домашнего кинотеатра это, как правило, системы 5.1, где 5 – это количество сателлитов, а 1 – это сабвуфер. Но также, существуют системы 6.1, 7.1, 9.1 . Система 6.1, например, это 5.1 с дополнительным задним центральным каналом. А 7.1 это 5.1 с двумя боковыми сателлитами. К сожалению, в нашей стране довольно трудно найти фильмы со звуком 7.1 в нужном ассортименте, поэтому системы 5.1 являются наиболее распространенными. Ниже приведены схемы расположения акустики в различных системах:
Ассортимент акустических систем и цены на акустику:
готовые комплекты акустики
напольная акустика
полочная акустика
центральный канал
сабвуферы
звуковой проектор
встраиваемая акустика
дизайнерская акустика
всепогодная акустика
ландшафтная акустика
www.pult.ru